С 4 по 13 декабря 2014 года в Петрозаводске прошел Международный Форум EuroNorth2014 «Классический университет в пространстве трансграничности на Севере Европы: стратегия инновационного развития».
Форум проводился при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации на базе Петрозаводского государственного университета в рамках мероприятия «Развитие системы демонстрации и популяризации достижений науки» федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».
Основная задача Международного Форума состояла в расширении профессионального взаимодействия российского и зарубежного научно-исследовательских сообществ, информирование об имеющемся потенциале и научно-техническом заделе в предметных областях, экспертное обсуждение мировых трендов развития основных научных направлений. Одним из таких направлений была биомедицина.
На Секции «Решение комплексных проблем подготовки кадров и развития высоких технологий в биомедицинских исследованиях и здравоохранении приграничных регионов на Севере Европы» были представлены результаты научных и образовательных проектов, реализуемых в Институте высоких биомедицинских технологий ПетрГУ (ИВБМТ) в рамках Программы стратегического развития университета 2012-2016 гг. «Университетский комплекс ПетрГУ в научно-образовательном пространстве Европейского Севера: стратегия инновационного развития». Участниками Секции были представлены научные доклады по следующим направлениям: «Новые методы физиологических исследований в ранней диагностике и реабилитации двигательных и вегетативных нарушений у человека» (зав. лабораторией новых методов физиологических исследований ИВБМТ, профессор Мейгал А.Ю.); «Световое загрязнение, десинхроноз и старение: исследования и разработки лаборатории доклинических исследований, клеточной патологии и биорегуляции» (зав. лабораторией доклинических исследований, клеточной патологии и биорегуляции ИВБМТ, профессор Виноградова И.А.); «Клиническая эпидемиология социально-значимых заболеваний в Республике Карелия» (зав. лабораторией клинической эпидемиологии ИВБМТ, профессор Барышева О.Ю.); «Выраженная дислипидемия у жителей Карелии» (коллектив авторов – Кузнецова Т.Ю., Корнева В.А., Карпова Е.С., Рупасова К.И.); «Инновационные методы диагностики прогрессирующего течения хронических гепатитов и воспалительных заболеваний кишечника у населения Республики Карелия (коллектив авторов – Дуданова О.П., Шубина М.Э., Белавина И.А., Ларина Н.А.); «Пробиопротекторы многофункционального действия: технология получения биомедицинских материалов нового поколения» (коллектив авторов – Образцова А.М., Сидорова Н.А.); «Геропротекторы: мифы и реальность» (коллектив авторов – Попович И.Г., Анисимов В.Н.); «Минерально-костные нарушения при хронической болезни почек на Северо-Западе России» (коллектив авторов – Мелентьева А.А., Копыл В.Е., Малышева И.Е., Барышева О.Ю.); «Роль вариантов генов циркадных ритмов CLOCK и BMAL1 в изменении биохимических показателей при развитии эссенциальной артериальной гипертензии и ишемической болезни сердца» (коллектив авторов – Курбатова И.В., Немова Н.Н.); «Четвертичные аммониевые соли как основа современных антибактериальных лекарственных средств» (коллектив авторов – Андреев В.П., Зачиняева А.В., Сидорова Н.А., Соболев П.С.) и другие.
Кроме результатов научных проектов на Секции были представлены результаты по актуальным образовательным направлениям биомедицины: «Телемедицина в Республике Карелия. Этапы развития» (директор Медицинского института, зав. лабораторией телемедицины ИВБМТ, профессор Балашов А.Т.); «Формирование модели непрерывного профессионального образования в медицине приграничных регионов на Севере Европы. Единый многофункциональный центр модульного обучения ПетрГУ» (доцент Шубина М.Э.); «Теория и практика формирования эффективного мануального навыка» (доцент Спасова А.П.); «Опыт преподавания дисциплины «Геронтология» в Петрозаводском государственном университете: от теории к практике» (доцент Горанская С.В.) и другие.
Участники Секции отметили, что наилучшие результаты были получены в проектах, сочетающих науку и образование. На сегодняшний день подготовка качественных специалистов здравоохранения – врачей, готовых к самосовершенствованию и саморазвитию в рамках непрерывного медицинского образования, является основной задачей системы высшего медицинского образования. Модернизация системы здравоохранения требует повышения качества практической подготовки выпускников и практикующих врачей. Поэтому внедрение инновационных методов обучения, в том числе научно-исследовательских, будет способствовать реализации принципа непрерывного медицинского образования в здравоохранении, будет направлено на повышение качества медицинской помощи в приграничных территориях Севера Европы. Важную роль в этом играет совершенствование среды взаимодействия ученых, преподавателей университета и лечебно-профилактических учреждений Республики Карелия с ведущими медицинскими центрами для дистанционного обучения и повышения квалификации специалистов, обмена научной информацией с использованием современных телекоммуникационных технологий и интеллектуального потенциала лучших медицинских клиник, ведущих медицинских вузов и научных учреждений.